Как работают фильтры нейтральной плотности и как их использовать для лучшей фотографии

Создание хороших фотографий — это не просто поиск кадра и изучение композиции. Изучение того, как контролировать количество света, попадающего в вашу камеру и как долго, может помочь вам делать фотографии, недоступные среднему фотографу. Фильтры нейтральной плотности — мощный инструмент для достижения этой цели. В этой статье мы расскажем, что такое фильтры нейтральной плотности и как их использовать.

Фильтры нейтральной плотности (или Neutral density filters, ND) уменьшают общую интенсивность проходящего через них света, не влияя на цвет этого света. Когда вы помещаете фильтр нейтральной плотности, подобный этому, над объективом цифровой зеркальной камеры, он пропускает меньше света, что даёт вам гибкость, чтобы открыть диафрагму шире или экспонировать фотографию дольше, чем вы могли бы в противном случае.

Почему фильтры нейтральной плотности имеют значение

Чтобы понять, почему это полезно, нам нужно немного посмотреть, как работает камера. Когда вы делаете снимок на камеру, открывается диафрагма, позволяя свету попадать на сенсор камеры. На более продвинутых камерах, таких как зеркальные, вы можете настроить два ключевых элемента этого процесса: размер диафрагмы (измеряется в f-стопах) и выдержку, которая определяет, как долго диафрагма открыта. Эти два числа вместе определяют, сколько света попадает на сенсор вашей камеры.

Эта информация важна для множества обычных фотографических задач. Например, если вы хотите сфотографировать спортивную игру, вам нужно будет использовать короткую выдержку, чтобы уменьшить размытость при движении. Если вы снимаете ночью, вам понадобится либо более широкая диафрагма, чтобы пропускать больше света, либо более длинная выдержка (и штатив), чтобы уловить достаточно света для хорошо освещённого снимка. Вы даже можете делать крутые вещи, например использовать сверхдлительную выдержку, чтобы снимать фейерверк.

Фильтры нейтральной плотности дают вам больше гибкости при использовании этих настроек. Например, длительная выдержка на открытом воздухе с широкой диафрагмой ночью может выглядеть хорошо, но если вы использовали те же настройки в течение дня, ваши фотографии будут размытыми и передержанными. Однако с фильтром ND вы можете отфильтровать весь дневной свет, попадающий в вашу камеру, и по-прежнему использовать длинную выдержку, чтобы получить желаемый эффект, не испортив фотографию.

Например, рассмотрим изображение выше, состоящее из двух похожих фотографий с Викимедиа. Левая часть этой фотографии была сделана с выдержкой 1/30 секунды и без фильтра. Однако правая сторона была снята с фильтром ND1000, который пропускает только 0,1% света. Эта фотография была сделана с выдержкой 57 секунд. Да, это означает, что затвор был открыт почти на целую минуту. Несмотря на гораздо большее время экспозиции, отфильтрованная фотография справа все ещё выглядит относительно нормально. Единственное изменение состоит в том, что поверхность воды (которая находилась в постоянном движении, пока был открыт затвор) теперь имеет гладкий шелковистый вид. Вы часто можете увидеть этот эффект, используемый для создания великолепных изображений водопадов, океанов и других пейзажей, где один элемент сцены движется, а остальная часть кадра остаётся неподвижной.

Вы также можете использовать фильтры нейтральной плотности для выборочного управления светом в сцене. Градуированные нейтральные фильтры имеют прозрачное стекло с одной стороны фильтра, полный нейтральный фильтр с другой стороны и небольшой градиент между ними. Это полезно, если вы хотите сфотографировать сцену, где одна половина изображения (скажем, небо) очень яркая, а другая половина (скажем, земля) темнее. Поместите более темную половину градуированного нейтрального фильтра на небо, и свет, попадающий в вашу камеру, будет более равномерным. Можно выставить экспозицию на землю, не засветив небо.

Подобные уловки также распространены в мире кино. Всякий раз, когда вы видите сцену с людьми перед окном, велики шансы, что окно покрыто слоем геля фильтра нейтральной плотности, который уменьшает проникающий свет. Если бы вы были на съёмочной площадке, окна выглядели бы тусклыми, так как ваши глаза лучше распознают более темную комнату и более яркую на улице. Однако, когда вы снимаете комнату через камеру, этот гель ND делает окно намного лучше. В большинстве случаев фотографам не нужно накладывать нейтральный фильтр на окно, но важно знать об источниках света в вашей настройке и обращать внимание на то, как правильно их фильтровать, чтобы освещение в вашей сцене было равномерным.

Как использовать фильтры ND в вашей фотографии

Вверху: фонтан, сделанный при f/6.3 и выдержке 1/200 секунды. Ниже: f/6,3 и 0,4 секунды (или в 80 раз больше) с фильтром ND16. Примечание: для второй фотографии была сделана некоторая цветокоррекция, чтобы исправить цветовой оттенок от фильтра нейтральной плотности.

Чтобы начать работу с фильтрами ND, вам нужно знать обозначения, используемые для их оценки. Хотя фильтры ND используют несколько запутанных обозначений, наиболее распространенным является номер ND, который часто записывается как ND2, ND4, ND8 и так далее. Вы можете думать о числе в этом обозначении как о нижней части дроби. Фильтр ND2 пропускает 1/2 всего света. Фильтр ND4 пропускает 1/4 всего света. Фильтр ND8 пропускает 1/8 всего света и так далее.

Вы могли заметить, что значения рейтингов этих фильтров ND удваиваются с каждым новым фильтром. За некоторыми исключениями, большинство фильтров нейтральной плотности, которые вы найдёте, будут иметь степень двойки. Причина этого в том, что каждый раз, когда вы уменьшаете вдвое количество света, проходящего через фильтр, вы эффективно уменьшаете свет, попадающий в вашу камеру, на целую диафрагму. Итак, фильтр ND2 уменьшает свет на одну диафрагму. Фильтр ND4 уменьшает его на две диафрагмы, и так далее.

Это удобная стенография, когда вы рассчитываете, сколько света нужно для снимка. Допустим, вы фотографируете водопад и хотите, чтобы вода выглядела гладкой и шелковистой. Вы делаете обычный снимок с диафрагмой f/22 — эта очень маленькая диафрагма обеспечивает фокусировку всей сцены — используя режим приоритета диафрагмы на вашей камере. При этой настройке скажем, что ваша выдержка для правильно экспонированной фотографии будет одна секунда (чтобы упростить математику).

Что-нибудь длиннее одной секунды, и ваша фотография будет размытой и слишком яркой. Итак, вы помещаете фильтр ND16 и фильтр ND4 над камерой. Это эффективно уменьшает свет на шесть полных ступеней. Итак, чтобы компенсировать выдержку, вам нужно шесть раз увеличить длину экспозиции вдвое. Односекундная выдержка, увеличенная в шесть раз (1 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2), составляет 64 секунды. Для этого вам понадобится Bulb Mode, но теперь вы рассчитали правильное время выдержки.

Вы также можете использовать это сокращение для базовой пейзажной фотографии. Часто небо ярче земли, поэтому для получения хорошего снимка и того, и другого вам нужно, чтобы небо и земля находились на расстоянии примерно одного шага друг от друга. Так, например, если ваше небо правильно экспонировано при f/16, а земля правильно экспонируется при f/5.6, то они находятся на расстоянии трёх полных ступеней друг от друга. Но теперь вы знаете, что можете расположить градуированный фильтр ND4 (который уменьшает свет на две ступени) над небом, чтобы сблизить свет. Теперь вы можете делать снимки пейзажа без размытия и недоэкспонирования половины кадра.

Фильтры нейтральной плотности дают вам совершенно новую степень гибкости, которую вы не всегда можете получить, регулируя только диафрагму или выдержку. К тому же они относительно дешёвы. Именно этот комплект я использовал для фотографий фонтана выше. Он стоит менее 30 долларов, поставляется с ND2-ND16 и множеством переходных колец для вашей цифровой зеркальной камеры. Хотя стекло неидеально (возможно, позже вам может потребоваться коррекция цвета), это удобный инструмент, который можно носить с собой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo