Что нужно знать о теории цвета для создания отличных фотографий

Цвет — один из самых важных элементов фотографии, но также и один из самых неудобных для изучения того, как использовать его в своих фотографиях. В отличие от управления камерой, это не механический навык, которым можно овладеть, немного потренировавшись. Для понимания цвета нужна теория — так что давайте начнём.

Смотрите также: Самые важные настройки камеры: выдержка, диафрагма и ISO

Почему цвет имеет значение

Люди могут различать около миллиона различных цветов, и цвета играют огромную роль в том, как мы видим мир. Тонкие изменения в цвете чьего-то лица являются частью того, что позволяет нам узнать, например, счастлив ли человек, смущён или зол.

Но цвета — это не просто функциональная вещь. Человеческое общество придаёт огромное эмоциональное значение разным цветам. Существует целая область психологии, посвящённая изучению того, как такие вещи, как цвет комнаты, в которой мы находимся, могут влиять на наше настроение и отношение. Тёплые фотографии кажутся более привлекательными, в то время как более холодные и голубые изображения имеют другую, более сдержанную атмосферу.

И, конечно, интересные цвета просто хорошо смотрятся. Причины, вероятно, заложены глубоко в нашем генетическом коде, но в тёмно-оранжевом закате действительно есть что-то особенное, и некоторые цвета смотрятся вместе лучше, чем другие. Фотография, представляющая собой мешанину конфликтующих цветов, не так приятна для глаз, как фотография с дополняющими друг друга голубыми и золотыми тонами.

Если всё это звучит немного бессвязно, что ж, так оно и есть. Восприятие цвета во многом зависит от культурных предубеждений и контекста. Красный может быть как расслабляющим, так и предупреждающим, символом любви или гнева. Тем не менее важно понимать, что цвета на ваших изображениях имеют значение и что вы можете контролировать их, чтобы получать более качественные фотографии.

Смотрите также: Как увеличить красочность изображений, как сделать фотографию более тёплой или холодной

Компоненты цветов

Существует несколько различных цветовых моделей, но самая полезная для фотографии называется HSL. Она отличается от цветовой модели Primary/Secondary/Tertiary, о которой вы, вероятно, узнали в школе.

В HSL каждый цвет имеет три ключевых компонента: его оттенок (или цвет), его насыщенность (или насколько интенсивен цвет) и его яркость (или насколько ярок цвет).

Оттенок (Hue)

Оттенок довольно интуитивно понятен: это базовый цвет. Оттенок обычно описывается с помощью цветового круга, который проходит от красного (0º) до жёлтого (60º), зелёного (120º), голубого (180º), синего (240º), пурпурного (300º) и обратно до красного (360º).

Насыщенность (Saturation)

Тот же цветовой круг, более и менее насыщенный:

Насыщенность показывает, насколько интенсивен цвет. Более интенсивные цвета являются более насыщенными, а менее интенсивные цвета менее насыщенными. В Photoshop и большинстве программ для редактирования изображений насыщенность цвета обычно выражается в процентах.

Яркость (Luminance или Brightness)

Тот же цветовой круг, с более тёмными и более яркими цветами:

Яркость — это то, насколько ярким или тёмным является цвет. Например, красный цвет может быть ярко-розовым или темно-бордовым в зависимости от яркости.

Использование HSL

Хотя далеко не идеальная модель цвета для всего, HSL отлично подходит для фотографов, поскольку даёт нам возможность рассматривать цвета по отдельности или вместе. Многие распространённые цветовые схемы основаны на цветовом круге оттенков:

  • Аналогичные цвета — это те, которые расположены рядом друг с другом, например, красный и оранжевый, синий и голубой или синий и зелёный.
  • Дополнительные цвета — это те, которые расположены прямо напротив друг друга, например, жёлтый и синий, красный и голубой.

А ещё есть более продвинутые цветовые схемы, такие как тройная, квадратичная и расщеплённая комплементарность, которые мы оставим для другой статьи.

Использование цветов в ваших изображениях

Теперь, когда вы разобрались с основами теории цвета, давайте рассмотрим её на практике.

Монохромные изображения

Монохромные изображения состоят из одного оттенка, с вариациями насыщенности и яркости. Чёрно-белые изображения — это классические «монохромные» фотографии, но вы можете иметь монохромные изображения любого цвета.

Это оранжевое монохромное изображение:

Кроме того, даже черно-белые изображения могут иметь оттенок цвета. В зависимости от процесса проявления плёночные отпечатки могут быть слегка тёплыми (сепия) или слегка холодными (цианотипия).

Тёплые, нормальные и холодные черно-белые процессы:

Имитация этих процессов в Photoshop — отличный способ слегка изменить настроение ваших изображений.

Тональные изображения

В тональных изображениях используются аналогичные цвета, то есть цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге.

Зелёный и синий, возможно, с небольшим количеством жёлтого, очень распространены, особенно с пейзажными изображениями. В природе цвета часто встречаются вместе, поэтому с ними легко работать.

Но при этом тональные изображения не ограничиваются природой. Оглянитесь вокруг, и вы можете найти возможности в простых уличных сценах. На фото выше используются коричневые цвета, вернее, оранжевые и жёлтые.

Изображения с дополнительными цветами

Дополнительные цвета делают изображения одними из лучших.

Классический пример — оранжевый закат над тёмно-синим морем, но посмотрите на цветовой круг, и вы увидите, что у вас есть дюжина или около того возможных сочетаний. Просто посмотрите, как зелёный сочетается с пурпурным на этом снимке — это потрясающе.

Применение теории цвета на практике

Как только вы поймёте, как цвет может работать на ваших изображениях, следующая часть — применить это знание на практике в реальном мире.

К сожалению, может потребоваться много работы, чтобы найти ситуации с отличными цветовыми палитрами. Большинство потенциальных сцен просто не состоят из идеально дополняющих друг друга цветов. Они представляют собой эклектичный беспорядок всего и вся.

Однако есть несколько приёмов, которые вы можете использовать, чтобы увеличить свои шансы найти их:

Погода — ваш друг. Серые дни, туман, сильный дождь, снег и другие погодные условия могут обесцветить сцену и связать всё воедино.

Восход, закат и часы вокруг них — отличное время для фотосъёмки. С синими, красными и оранжевыми цветами, которые вы получаете от солнца (в зависимости от точного времени), легко работать.

Будьте бдительны и носите с собой телеобъектив. Даже в оживлённой сцене могут быть элементы с аналогичными или дополнительными цветами, которые вы можете сфотографировать.

Синий фон и рубашка идеально дополняют апельсиновый цвет кожи Луи.

И даже когда вы найдёте отличную возможность сделать цветную фотографию, запечатлеть её на камеру — это только полдела. Отличные изображения всегда требуют какой-то постобработки, особенно если вы хотите подчеркнуть цвета.

Неотредактированное фото, где цвета… в порядке:

Вот некоторые из вещей, которые вы можете сделать:

  • Удалите или обесцветьте элементы с действительно отвлекающими или конфликтующими цветами.
  • Используйте градиентные слои и другие инструменты для «цветокоррекции» изображения, чтобы цвета были ближе друг к другу.
  • И во многих случаях вы можете преобразовать фотографию в черно-белую, хотя это влечёт за собой другой набор соображений.

И окончательный монтаж с усилением жёлтого и синего:

Но как всегда в фотографии, ничего нет лучше, чем взять камеру, выйти за дверь и сделать много снимков уделяя внимание цветам. Теперь у вас достаточно понимания основ теории цвета, чтобы искать возможности её использования. Лучший способ узнать больше — это практиковаться.

Смотрите также: RGB? CMYK? Альфа? Что такое каналы изображений и что они означают?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo