Что такое пространственное аудио (spatial audio) и как оно работает?

Если вы в последнее время покупали наушники или другую аудиотехнику, вы, вероятно, сталкивались с термином «пространственный звук» (spatial audio). Давайте посмотрим, как эта иммерсивная технология меняет то, как мы слушаем музыку, фильмы и многое другое.

Новый способ слушать

Пространственный звук — это звук, предназначенный для усиления эффекта погружения за счёт имитации настройки объёмного звука. В то время как для создания объёмного звучания в вашем доме требуется множество динамиков, систематически расположенных по комнате, вы можете использовать пространственный звук для имитации звука, используя только наушники.

Говоря о пространственном звуке, люди обычно имеют в виду одну из двух вещей. Во-первых, это реализация пространственного звука Apple, которую они добавили в обновлении iOS и iPadOS 15. Когда вы используете iPhone или iPad с совместимыми наушниками, такими как AirPods Pro и AirPods Max, вы можете использовать отслеживание головы, чтобы ещё больше улучшить впечатления. Он использует встроенные гироскопы для отслеживания вашей головы и соответствующей настройки звука.

В качестве альтернативы пространственное аудио также относится к различным многомерным форматам объёмного звука. Хотя они не такие захватывающие, как отслеживание головы Apple, вы всё равно можете слышать звук, исходящий из разных направлений, используя пару наушников. Эта реализация обычно выполняется с помощью программной обработки через приложения или путём добавления улучшения звука в вашу операционную систему. Некоторые примеры включают Dolby Atmos для наушников, Sony 360, THX Spatial Audio и DTS Headphone: X.

Как работает пространственное аудио

Когда вы слушаете пространственный звук, вам кажется, что звук исходит отовсюду вокруг вас, на 360 градусов. Есть два основных компонента, чтобы заставить этот опыт работать: как звукорежиссеры записывают и производят звук, и как программное обеспечение обрабатывает звук.

Большинство фильмов и телешоу уже микшированы и оптимизированы с учётом объёмного звучания. Наряду с записью живого звука со съёмочной площадки звукорежиссеры часто уделяют большое внимание объёмному звуку. Поэтому они будут целенаправленно регулировать, откуда исходит звук при микшировании звуковой дорожки. Например, если взрыв произошёл слева от камеры, вы услышите взрыв громче в левом ухе. Некоторые звукорежиссеры записывают с использованием бинауральной установки, когда два микрофона записывают звук одновременно, чтобы имитировать трёхмерный звук.

Однако микширование звука — это только одна часть головоломки. Ваше устройство или аудиоплеер, например приложение для воспроизведения музыки, должны поддерживать формат пространственного звука. Например, устройства Apple сочетают в себе многомерный формат Dolby Atmos с пространственной обработкой звука, чтобы создать такой опыт с помощью Apple Music или службы потокового видео. Amazon Music и Tidal также поддерживают формат Dolby Atmos вместе с Sony 360 Audio. Вы также можете получить объёмную виртуализацию на ПК с Windows через Dolby Atmos для наушников или Windows Sonic.

Является ли пространственное аудио хорошим?

Использовать его или нет, в основном зависит от личного вкуса.

Если вы смотрите фильмы и сериалы на своём телефоне или ноутбуке, настоятельно рекомендуется использовать пространственное аудио. Многомерный звук может быть очень эффективным для определённых типов контента. Например, фильмы ужасов часто вызывают страх, помещая шумы в неожиданные места, и этот эффект намного сильнее, когда кажется, что звуки находятся «позади вас».

Для музыки это все ещё не так однозначно. Большая часть музыки записывается без учёта многомерного звука, поэтому результаты варьируются от песни к песне. Некоторые песни звучат так, как будто их играют рядом с вами, в то время как другие звучат так, будто элементы исходят со всех сторон. Где пространственный звук имеет тенденцию сиять, так это в живых записях, поскольку некоторые треки заставляют вас чувствовать, что вы наблюдаете за артистом лично.

Будущее пространственного звука

Одно из самых ожидаемых достижений в области пространственного звука — более широкое внедрение в игры. Игры с пространственным звуком обеспечивают ещё более сильное погружение в видеоигру, особенно по сравнению с такими визуальными технологиями, как виртуальная реальность. Например, когда вы играете в стрелялку, пространственный звук даст вам звуковой сигнал, когда враг находится позади вас.

На данный момент некоторые игры поддерживают пространственное аудио в таких форматах, как Dolby Atmos, THX Spatial Audio и DTS Headphone: X. Популярные игры с поддержкой пространственного звука включают Doom Eternal, Destiny, Call of Duty и Apex Legends. Хотя список поддерживаемых игр во всех трёх форматах по-прежнему относительно короток, в будущем этот список, вероятно, станет длиннее, поскольку всё больше разработчиков увидят преимущества иммерсивного звука.

Мы также, вероятно, увидим, что пространственное аудио появится на большем количестве платформ потоковой передачи музыки. В настоящее время Apple Music и Amazon Music поддерживают пространственное аудио, а Spotify и YouTube Music — нет. С большим количеством музыки, доступной в форматах Dolby Atmos или Sony 360, эти функции, вероятно, скоро появятся в других сервисах потоковой передачи музыки.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo